ŽEN d’АРТ Гендерная история искусства на постсоветском пространстве: 1989–2009

Дата проведения: 11 сентября — 31 октября 2010
Адрес: Московский музей современного искусства, Петровка, 25
Кураторы: Наталья Каменецкая, Оксана Саркисян.

Татьяна Антошина. Клятва. Проект "Музей женщины"

Художники: Наталья Абалакова, Семен Агроскин, Анна Альчук, Татьяна Антошина, Мария Арендт, Аннушка Броше, Вита Буйвид, Ира Вальдрон, Светлана Виккерс, Герман Виноградов, «ВМС» (Анна Абазиева, Елена Ковылина), Илона Гансовская, Катя Голицына, Людмила Горлова, Александра Дементьева, Елена Елагина, Анатолий Жигалов, Ева Жигалова, Лариса Звездочётова, Ольга Зиангирова, Наталия Каменецкая, Ольга Киселева, Елена Ковылина, Марина Колдобская, Мария Константинова, Нина Котёл, Татьяна Либерман, Марина Любаскина, Наталия Мали, Людмила Маркелова, Алёна Мартынова, Белла Матвеева, Мэрилин Монро (Владислав Мамышев-Монро), Лиза Морозова, Марина Мозговенко, Татьяна Назаренко, Маша Наймушина, Ирина Нахова, Анастасия Нелюбина, Марина Обухова, Мария Овчинникова, Лия Орлова, Анастасия Пахомова, Марина Перчихина, Татьяна Петрова, Боряна Росса, Вера Сажина, Айдан Салахова, Вика Самойлова, Оксана Саркисян, Татьяна Спасоломская, Екатерина Сысоева, Ольга Тобрелутс, Наталия Турнова, Ольга Флоренская, ФНО, Глюкля и Цапля (Наталья Першина-Якиманская, Ольга Егорова), Татьяна Хенгстлер, Вера Хлебникова, Ольга Чернышева, «Четвертая высота» (Катя Каменева, Галина Смирнская, Дина Ким), Наталия Цициашвили, Марина Черникова, Мария Чуйкова, Алена Шаховская, и другие.

Четвертая высота (Состав группы: Д. Ким, Г. Смирнская, Е. Каменева)

Из серии Героическая Цветное фото 2005

Одним из захватывающих сюжетов постсоветской России стал гендерный дискурс. Слова «гендер» и «феминизм» появляются в нашем лексиконе одновременно со словами «перестройка», «демократия», «плюрализм». На руинах советского строя возникают практики искусства, определившие эти новые качества общественного пространства. Наравне с получившим широкое признание и уже вписанным в историю радикальным акционизмом, это и гендерное искусство, впервые представленное на этой выставке как художественное явление. Утверждение женского взгляда и проблемы взаимодействия полов в отечественном актуальном искусстве сопряжены со спецификой постсоветского контекста. Советская политика, уравнивая в правах мужчин и женщин, привела к андрогинному нивелированию половых различий в обществе. Это, однако, не противоречило презентации в идеологическом пространстве женственности, понимаемой через материнскую функцию. Эта специфика национального контекста определила особенности языка, стратегий и актуальной проблематики российского гендерного искусства девяностых годов. Олеся Туркина и Виктор Мазин так определяют его авангардную роль этого периода в психоаналитической терминологии: «Во-первых, именно женская позиция — переходная в смысле сопротивления классификации, бюрократической стабилизации господского означающего фаллоса. Во-вторых, женская позиция как истеричная — это позиция вопрошания, позиция, задающаяся не только вопросом о себе, о своем поле, но и обращающаяся к господскому дискурсу: чего Ты от меня хочешь? Именно вопрос о желании Другого буквально оборачивается вопросом: кто мы такие».


На волне всеобщего интереса к гендерному искусству в начале 90-х складываются и начинают активно работать на базе университетских исследований организация «Идиома» в Москве и «Кибер-фемин-клуб» в Петербурге в центре искусств на Пушкинской, 10. Они становятся неформальными объединениями женщин-художниц и в отсутствие институциональной поддержки гендерного искусства разворачивают активную выставочную деятельность. В перспективе коллективных тематических выставок художниц и художников, их персональных проектов раскрываются рост гендерного самосознания, развитие образности и проблематики гендерного искусства. Вслед за деконструкцией советских мифологем женское искусство переходит к исследованию телесного опыта и традиционно женских социальных практик, рефлексии конструктов женственности общества потребления, женский взгляд предлагает особую оптику реалий неолиберализма.

Выставка в Московском музее современного искусства является первой попыткой представить и исследовать двадцатилетний опыт российского гендерного искусства, ориентируясь на этапы его недолгой истории. Музейное пространство располагает к воссозданию фрагментов наиболее значимых выставок, что также позволяет сохранить первоначальный контекст репрезентации произведений в перспективе формирования языка гендерного искусства. В названиях разделов, составляющих выставку, нашли отражение основные термины гендерного искусства представленного периода: маскарад идентичностей, границы гендера, рефлексия культурных кодов, экзальтация материнского, археология ментального, уязвимость и другие. Тематическое деление вкупе с маркированием произведений исторической документацией, создает оптику для лучшего понимания гендерных аспектов художественного произведения. Произведения хорошо известных художниц и художников органично соседствуют с проектами, оставшимися до сих пор в тени истории и вместе формируют многогранную панораму постсоветского гендерного искусства.

"Action!",2004, Natalia Abalakova & Anatoly Zhigalov

Выставка организована при участии Музейного центра РГГУ и АНО культуры "Творческая лаборатория ИНО".

 

фото

фото

 

 

Московский музей современного искусства, Петровка, 25