Выставка: Женский эмансипационный проект. Часть II «Продолжение следует»

В рамках выставки мы хотели бы обсудить то, как «переходное» состояние обществ влияет на продвижение женской повестки. 

Экспозиция выставки состоит из двух частей (часть I «Нача́ло» (Inception) в пространстве СТАЛОЎКА XYZ)

Вторая часть выставки «Продолжение следует» (Тo be continued) в пространстве "ЦЭХ" (г. Минск, улица Октябрьская, 16) включает работы Жанны Капустниковой (из проекта «Другія Дажынкі» (2015)), фотопроект «Rojekê, One day» и фильм «Гулистан: Земля роз» («Gulistan: Land of Roses» (2016)) курдянки Заяне Акйол (Zaynê Akyol). 

ДОЖИНКИ Жанна Капуснікава

«Дожинки» — одно из наиболее распространённых названий праздника урожая в Беларуси. Именно так называется и один из важнейших государственных праздников — с 1996 года он отмечается на республиканском уровне. Но, как известно, любую хорошую идею можно опошлить, если безвкусно и лицемерно её эксплуатировать. Похоже, так случилось и с «Дожинками». За 20 лет это слово успело обесцениться и часто вызывает отторжение у многих не только горожан, особенно молодых, но и среди тех, кто, собственно, и собирает урожай.

Показ первой части арт-проекта «ДОЖИНКИ» состоялся осенью 2013 года. Выставка была попыткой сбить ложный пафос с праздника, тем самым вернуть ему хотя бы часть истинного значения и «реабилитировать» его название. Поэтому проект был назван именно так, не смотря на риск быть, в лучшем случае, непринятым ни зрителем, ни коллегами, ни «государственными институциями» — ведь тогда, в 2013-м году, тема национальной самоидентификации ещё не была настолько популярной в нашем обществе и мода на мову, вышиванки и вышимайки ещё не была возглавлена государством.

Любовь, форма подачи, ирония и самоирония, по мнению художницы, должны были помочь «сократить путь» на выставку очень разному зрителю, особенно молодому. Та выставка получилась яркой, радостной и светлой. Арт-критики и журналисты называли её утопией, с чем Жанна не вполне соглашалась и готова была задорно продолжать «культивировать» эту тему...

... Но совсем скоро мир изменился, и на традиционный упрек: «Вы слишком отрываетесь от жизни!», — захотелось ответить: «Скорее, все мы слишком отрываемся от смерти». И правда — мы привыкли жить так, как будто не умрем никогда. Мы неосторожны в поступках, словах, мыслях и не задумываемся о том, что прямо или косвенно можем влиять не только на окружающую нас жизнь, но и на окружающую нас смерть — мы к ним привыкли: и к жизни, и к смерти. Мы не ценим ни жизни, ни смерти. Ни своей, ни чужой...

Открытие второй части арт-проекта под названием «Другие Дожинки» состоялось в ноябре 2015 года. Выставка включала в себя работы из предыдущего проекта и 10 новых, написанных
в 2014-2015г.г.. Изобразительный язык остался прежним, но «Другие Дожинки» получились другими и превратились в антиутопию, а объединение двух проектов позволило наиболее ясно сформулировать посыл — вне зависимости от взглядов и предпочтений, всех живых людей объединяет то, что они пока живы.

Жанна Капустникова родилась в 1965г. в Минске. Закончила в 1984г. живописно-педагогическое отделение Минского художественного училища им. Глебова, в 1993 Белорусскую Академию Искусств. Член Белорусского союза художников и Белорусского союза дизайнеров с 2000г. 

ROJEKÊ ОДНАЖДЫ / ОДИН ДЕНЬ  Заяне Акйол

Сегодня, в Сирии и Ираке, ДАИШ (Исламское государство) пытается прорваться через Курдские линии обороны, но встречает сопротивление со стороны Рабочей партии Курдистана (в Ираке, в автономном регионе Курдистан) и со стороны отрядов народной самообороны YPG (неофициальное крыло РПК в Сирии). Сегодня курды более чем когда-либо играют важную роль на мировой геополитической шахматной доске. Война против ДАИШ, в которой они являются главными наземными игроками, может привести наконец к признанию этого забытого народа.

ROJEKÊ Однажды / Один день — фотовыставка, посвященная повседневной жизни курдских партизанок. Эти снимки были сделаны в горах Кандиль (штаб-квартира РПК), а также в городах Махмур и Киркук (на севере Ирака). Цель этой серии — перехватить взгляды, сохранив эмоции, и дать возможность воюющим людям рассказать свои истории, поделиться со зрителями своей повседневной жизнью, частью которой являются военные действия. Зрители, таким образом, смогут прикоснуться к жизни революционерок и революционеров, борющихся за демократические идеалы. «Rojekê, Однажды / Один день» — выставка, рассказывающая о войне с человеческими лицами.

Заяне Акйол выпускница школы медиа университета Квебек в Монреале, получила награду как самая перспективная документалистка по окончании бакалавриата от René-Malo Chair (Национальная кинопремия Канады).

В 2010 году была режиссерской документальной ленты «Iki bulut arasinda, Sous deux ciels» («Под двумя небесами») — удостоена награды на фестивале Rendez-vous du cinéma québécois. Заяне имеет степень магистра кино. Ее первый полнометражный документальный фильм «Гулистан: страна роз» («Gulistan: land of roses», 2016) о женском отряде в Курдской армии освобождения, привлек
к себе внимание и участвовал во многих международных фестивалях.

На данный момент Заяне Акйол готовит свой второй полнометражный документальный фильм «Rojekê, Однажды / Один день» о женских отрядах самообороны — женском крыле YPG — съемки которого состоялись во время операции по освобождению города Ракка (опоры джихадистов).

Foto Ольга Борушко-Шиманович

DAZHYNKI
 Janna Kapustnikova

“Dazhynki” (e.q. The Final Reaping) is one of the most common names for the harvest festival in Belarus. Same time this is the name of one of the most important state holidays — since 1996 it has been celebrated at the national level. But, as you know, any good idea can be vulgarized if it being exploited tastelessly and hypocritically. Seems that it was happened with “Dazhynki”. For 20 years, this word has managed to depreciate and it often causes rejection in many not only urban residents, especially young, but also among those who are harvesting in fact.

The rst part of art-project “DAZHYNKI” by Janna Kapustnikova was exhibited at autumn 2013. The exhibition was an attempt to bring down false pathos from the holiday, thereby returning to him at least part of the true meaning and to rehabilitate its name. Therefore, the project was named exactly like that, despite the risk of being unaccepted by either the viewer, colleagues, or “state institutions” — in 2013 the theme of national self-identi cation was not so popular in our society and was not yet headed by the state.

Love, the form of submission, irony and self-irony, according to the artist, could help “cut the path” to the exhibition for very di erent spectators, especially
the young. That exhibition was bright, cheerful and
light. Art critics and journalists called it an utopia, with what Janna had not fully agreed with, but was ready to continue energetically “cultivate the topic”...

... But soon the world has changed, and on traditional reproach to the artist: “You are getting too far away from real life!”, — I wanted to reply: “Rather, we are all getting too far from death.” And it’s true — we used to live as if we will never die. We are careless in deeds, words, thoughts, and do not think that directly or indirectly may a ect not only the life around us, but also the death that surrounds us — we got used to it: the life and the death. We do not appreciate neither life nor death. Neither our own nor the stranger’s ...

Exhibition of the second part of the art-project “DAZHYNKI” was opened under the name of “Another Dazhynki” on November , 2015. Along with new artworks, the exhibition included paintings from
the previous project “Dazhynki” 2013 and 10 new artworks of 2014-2015 years. The iconic language remained the same, but “Another Dazhynki” became another. Thus, the new series could be called
a dystopia, and the union in a single exposure of two opposite projects “Dazhynki” and “Another Dazhynki” allowed to get the most articulate message of the author — regardless of the views and preferences all living people have one thing
in common — they are still alive.

Janna Kapustnikova Was born in Minsk in
 1965 Graduated in 1984 pictorial pedagogical department of the Art College of Glebov in Minsk Graduated in 1993 the Belarusian Academy of Arts Member of the Belarusian Union of Artists, member of the Belarusian Union of Designers since 2000.

ROJEKÊ, ONE DAY From Zaynê Akyol

Today, in Syria and Iraq, Daech is attempting to break through Kurdish lines, but is coming up against combatants from the PKK (in Iraq, in the autonomous region of Kurdistan) and from the YPG (uno cial branch of the PKK in Syria). The Kurds at this point, now more than ever, play a crucial role on the world’s geopolitical chessboard. The war against Daech, in which they are the main players on the ground, will possibly lead to recognition for this forgotten people.

Rojekê, Un jour is a photo exhibit on the day- to-day lives of Kurd guerillas ghting for their people, mistreated for close to 100 years. These pictures
were taken in the Qandil Mountains (the PKK headquarters) as well as in the towns of Makhmur and Kirkuk. The goal of these wartime images was to intercept loaded looks that exist for only an instant,
to immortalize them by capturing their emotion. And then there is the question of providing these guerrillas the opportunity to tell their stories by sharing with on- lookers part of their daily lives punctuated by soldiers’ activities. Those spectators can thus gain personal access to revolutionary men and women ghting for
a democratic ideal, a chance to take hold of them in a certain intimacy. Rojekê, Un jour is an exhibition that tells the story of the war by way of human faces.

ZAYNÊ AKYOL а graduate of the École des médias
at the Université du Québec à Montréal, Zaynê Akyol received the award for most promising documentarist, at the conclusion of her bachelor’s degree, from the René-Malo Chair there, which is associated with the National Film Board of Canada.

In 2010 she directed the medium-length docu- mentary Iki bulut arasinda, Sous deux ciels (Iki bulut arasinda, Under Two Skies), which was honored at the Rendez-vous du cinéma québécois. Zaynê Akyol also nished a master’s degree with a cinema concentra- tion, basing her research on relational and creative issues in documentaries. She went on to direct her rst feature-length documentary, Gulîstan, Terre de roses (Gulistan, Land of Roses), which paints a human por- trait of the Kurd guerillas at war against Daech (the Islamic State). Finished in 2016, the lm has already drawn notice at a number of international festivals.

Zaynê Akyol’s interest in the image led her nally to photography from which this exhibition was born. At the moment she is preparing her second fea- ture-length documentary, Rojek, One Day (inspired by the name of this exhibition) the documentary
is focus on the YPG women’s faction, the Women’s Protection Units (YPJ). It will take place during the offensive for the resumption of the city of Raqqa (the jihadist’s stronghold). 

Гендерный маршрут