Выставка: Женский эмансипационный проект. Часть I «Нача́ло»

Женский эмансипационный проект: между утопией и реальностью (к 100-летию революции 1917 года) в рамках МЕСЯЦА ФАТАГРАФІІ ў МІНСКУ – 2017.  

Представляет «Гендерный маршрут», кураторка Ирина Соломатина.

06.09 — 06.10

Роль революции в понимании того, что стало частью нашей повседневности уже не осознается. Проект эмансипации женщин не получил должной рефлексии и преемственности ни в дискурсах, ни в практиках. И возможно, именно в 1917 году был заложен один из краеугольных камней вытеснения непосредственной инициативы институционализацией женского активизма и его сливания в формальную повестку - решение проблем женщин взяла на себя государственная власть в рамках нового строя.

Как сегодня сосуществуют исторические коллективные нарративы и личные более скрытые нарративы женщин-активисток, которым до сих пор не нашлось места в «братстве» борцов за независимость? Мало кто помнит о том, что подпись лидерки Беларусской партии социалистов-революционеров Полуты Бодуновой стоит под уставной грамотой провозгласившей Беларусскую Народную Республику (БНР). В 1937 г. она была арестована органами НКВД, в 1938 г. расстреляна в Минске, в 1989 г. реабилитирована. Тетради-записки Бодуновой изъятые при аресте до сих пор остаются не опубликованными. Или история Алёны Киш (1896(?)—1949) расписные ковры - “дываны-маляванкі” - которой до сих пор существуют между локальным забвением и попытками национального возрождения на фоне международного признания. Ее имя - единственной представительницы беларусского примитивизма - вошло во "Всемирную энциклопедию наивного искусства" изданной к 100-летию Анри Руссо.

На этом фоне события в Украине, связанные с протестами на Евромайдане и позже вооруженный конфликт в восточной части страны, повлекшие за собой изменения и развитие проекта эмансипации или курдские женские батальоны перед которыми боевики «Исламского государства» испытывают страх - ведь погибший от руки женщины не сможет попасть в рай - заслуживают особого внимания. 

С одной стороны, угроза насилия и бедности делает женщин более уязвимыми по отношению к новой социально-экономической ситуации. С другой, во время военных событий женщинам удается оспорить традиционные гендерные роли и получить признание и уважение со стороны общества, за их активную гражданскую позицию. Но, вопрос стоит ли женщинам воевать остается открытым. Одни борются за юридическое и фактическое равенство во всех сферах деятельности, и армия — не исключение, другие настаивают на том, что война — это «мужские игры». Одни феминистки утверждают, что привлечение женщин к военной службе является важным для достижения равных прав и полноценного гражданства. Другие считают, что милитаризм вряд ли способствует достижению равенства в целом, и отстаивают пацифистские и антимилитаристские взгляды, настаивая на том, что армия должна перестать существовать, а военные должны отказаться от осуществления насилия.

В рамках выставки мы хотели бы обсудить то, как «переходное» состояние обществ влияет на продвижение женской повестки. 

Экспозиция выставки состоит из двух частей.

Первая в пространстве СТАЛОЎКА XYZ (г. Минск, ул. Фабрициуса 4) - «Нача́ло» (Inception) - включает работу беларусской художницы Жанны Капустниковой «Ева и Космос» (2017), страницы из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», беларусские фильмы «Маляваны рай» (2010) Галины Адамович и «Палута Бодунова: вспомнить и не забыть» (2012) Валерия Мазынского, и серию фотографий из украинского проекта «Невидимый батальон» (2015), часть фотопроекта «Rojekê, One day» курдянки Заяне Акйол (Zaynê Akyol). 

Фильм «Маляваны рай» (2010) Галины Адамович посвящен художнице Алёне Киш, которая жила в середине XX века, ходила по хатам, рисовала ковры на холсте - с девами и райскими садами. Долгое время ее творчество оставалось в забвении, а расписные ковры пылились на чердаках. И лишь в последние десятилетия вдруг: о творчестве Алёны Киш не только вспомнили - его признали шедевром так называемого "наивного искусства".

Фильм «Палута Бодунова: вспомнить и не забыть» (2012) Валерия Мазынского посвящен деятельности Полуты Бодуновой министру БНР, чья подпись стоит под уставной грамотой провозгласившей Беларусскую Народную Республику (БНР). В 1938 г. расстреляна в Минске.

Foto Ольга Борушко-Шиманович

«Women's Emancipation Project: Between Utopia and Reality (to the 100 Аnniversary of the Revolution of 1917)» Presented by Gender Route, curator Irina Solomatina

The role of the revolution in understanding of what has become part of our everyday life is not recognized. Moreover, the project of emancipation of women did not receive adequate reflection and succession either in the discourse or in the practice. Perhaps it was in 1917 that one of the cornerstones of the displacement of the immediate initiative was laid by the institutionalization of women's activism and its merging into the formal agenda: in the framework of the new power structure the state undertook the solution of women’s problems.

How do historical collective narratives and personal more hidden narratives of women activists, who did not get the place in the brotherhood of fighters for independence, coexist? For example, today few remember that the Charter proclaiming the creation of the Belarusian People's Republic (BNR) bears the signature of the leader of the Belarusian party of Socialist Revolutionaries, Paluta Badunova. In 1937 she was arrested by NKVD (secret police), in 1938 she was executed by shooting in Minsk and in 1989 she was rehabilitated. Badunova’s notebooks (notes) were confiscated during the arrest and have not been published yet. Or the story of Alena Kish’s (1896(?)-1949) painted carpets (so-called "dyvany-malyavanki", in Belarus), which still exist between local oblivion and the attempts of national revival while the artist has already been recognized internationally. Her name as that of the only representative of Belarusian primitivism is mentioned in the "World Encyclopedia of Naive Art" published for the 100th anniversary of Henri Rousseau.

Against this backdrop, the events in Ukraine related to the protests in Euromaidan and later – the armed conflict in the Eastern part of the country that led to the changes and the development of the emancipation project or the Kurdish women's battalions, whom “the Islamic state” militants are afraid of (since a person who died at the hands of a woman can not go to heaven) are worth special attention.

On the one hand, the threat of violence and poverty makes women more vulnerable to the new socio-economic situation. On the other hand, during military events women manage to challenge traditional gender roles and gain recognition and respect from the community for their active civic position. Nevertheless the question whether women can be at war remains open. Some fight for legal and factual equality in all social spheres, and the army is no exception here, others insist that war is "men's games". Some feminists argue that women’s joining military service is important for achieving equal rights and full citizenship. Others believe that militarism hardly contributes to the achievement of equality in general, and advocate pacifist and anti-militarist views, insisting that the army must cease to exist, and the military must renounce the implementation of violence.

Within the framework of the exhibition, we would like to discuss how the "transitional" state of societies affects the promotion of the women's agenda.

The exposition has two parts. «Inception» shown in the space «Canteen XYZ» (Fabritsiusa Str, 4 Minsk) includes the works of the Belarussian painter Zhanna Kapustnikova from «Dazhynki» project (2013), the pages from Svetlana Alexievich’s book «The Unwomanly Face of War», the Belarussian film «Painted Paradise» (2010) by Galina Adamovich and «Paluta Badunova: Remember and Do Not Forget» (2012) by Valery Mazynskiy, as well as a series of photos from the Ukranian project «Invisible Battalion» (2015). The other part – «Тo be continued» – is shown at «CECH» space (Oktyabrskaya Str, 16 Minsk) and it presents Zhanna Kapustnikova’s works from the project «Other Dazhynki» (2015), photo project «Rojekê, One day» and the film «Gulistan: Land of Roses» (2016) by a Kurdian Zaynê Akyol.

Гендерный маршрут