Глюкля и Цапля – феминистки Петербурга

          Начиная с первых выставок и перформансов (например, героический прыжок с моста в Зимнюю канавку "Памяти Бедной Лизы") тандем Глюкли и Цапли занял нишу «женского искусства» и стал известен как «постфеминистская арт-группа». Так или иначе, все их работы апеллируют к гендерной проблематике. Искусство ФНО — о женском, о материнском, о детском. На протяжении долгого времени основной медией выступала одежда, облачение человеческого тела. Сегодня деятельность ФНО, обогащенная самостоятельным творчеством каждой из художниц, реализует стратегию активного взаимодействия, прямого контакта с повседневной реальностью, обретая подчеркнутый социальный пафос. Не теряя (само)иронии, Глюкля и Цапля убеждены, что «художник должен быть бойцом, а не декоратором». Однако при этом их работы убедительны пластически и изящны визуально.

            За спиной у Глюкли и Цапли - множество выставок и перформансов, видео проектов и инсталляций. «Записки идеального возлюбленного» (фильм был показан на днях Петербурга в Нью-Йорке в 1997 году), работа с беременными на Фестивале балтийских стран» в Хельсинки, участие в московском проекте «Память тела», проект «Элоиза и Абеляр или пять подвигов в подводной лодке» в рамках фестиваля института Про-Арте, перформанс на чердаке Эрмитажа «107 страхов», посвящённый Луиз Буржуа, инсталляция «Рай» в Берлинском рейхстаге, представлявшая собой последнее письмо мелом Евы Браун. И, конечно всё это связано с одеждами - «Лабиринт из говорящих платьев» в Дюссельдорфе, видео «Алые паруса» в московской галерее XL. С некоторого времени Глюклю и Цаплю волнует тема хрупкости. Ей был посвящен видео-проект «Торжество хрупкости» на фестивале в Аберхаузене. 

Фильм Зоопарк - во многом о кризисе женской солидарности.

             -Девушки! Вас больше знают по вашим ярким художественным проектам, по «Фабрике найденных одежд», как дружную пару  Глюкля-Цапля. Как случилось, что вы устроили на Пушкинской-10 месячник феминизма? Вы стали феминистками?

- Стали, разделяем позицию критики несправедливостей по отношению к доле женщины, c другой стороны, очень много у нас вопросов по отношению к феминизму. Не пора ли, например, назвать это благородное движение как-нибудь по другому, например ФЕММУЖСПРАВ-ое движение. C лозунгом: "Равенство, но не одинаковость." Основная проблема сейчас в том, что разборки с идентификацией, которые затеяли феминистки, могут отвлекать от более важных дел. Суть полемики Батлер и Жижека состоит, например, в том, что Жижек обвиняет феминисток в том, что они закопались в себе, так сказать, вместо того, чтобы всем вместе, наплевав на идентификацию, на свои разборки с тараканами («кто я и зачем я, почему я сомневаюсь, люблю или нет» ) и т.д. - бороться против страшного монстра капитала. Типа в доме пожар, и вместо того, чтобы смотреться в зеркало, нужно ребенка из горящего дома вытаскивать. Но феминизм возник не случайно, проблема была и есть. Я считаю, что феминизм - это очень важное и благородное движение человечества, у нас мало изученное.

- После того как до тебя доходит информация о многолетней борьбе женщин за свои права и ты знакомишься с интеллектуальными усилиями, которые затрачены учеными, ломающими копья над этой проблемой, более внимательно начинаешь относиться к тому, что тебе предлагают в качестве неоспоримых истин и авторитетов. Феминизм можно рассматривать как одну из рамок, собирающих тебя, этакую точку сборки. После того, как до тебя дошла информация о том, что вся культура сформирована мужским сознанием, ты как бы отравлена. Мы выпили яд, отравились, потеряли девственность, так сказать, узнав это.

             -Но, может, с искусством дело обстоит как то иначе?

 - Мужское понимание произведения искусства - это обязательно один предмет, и, как следствие, затворничество, например, одиночество. Вот ты должен сидеть в мастерской иначе ты не художник. Огромное количество людей погребены до сих пор под эти великолепным заблуждением. «Play your fanki musik white man» , которое было написано на скульптуре- надгробии, сооружённой одной датской художницей. Понятия красоты, «плохого» и «хорошего», сформированы мужским сознанием, это связано с понятием субъекта в классическом мужском понимании. Если бы в художественной школе девушка, прислушавшись к себе, сказала бы, что видит, что чашка не одна в натюрморте, а их несколько, и несколько теней например, (Люс Ирагерей (теоретик ) утверждает что пол у женщины не один и он не может быть описан существующим языком, так этот язык создан мужским гендером), то преподаватель мужчина, скорей всего, сдал бы ее в психушку. Самый верный способ содействовать патриархату - это продолжать обучать девочек так же,  как и мальчиков. Хотя это не значит, что надо разделить их как в дореволюционной России.

             - Кроме влечения к феминизму за вами замечено увлечение левыми политическими идеями. Насколько неомарксизм и феминизм совпадают в своём векторном направлении?

 - Оба движения ненавидят несправедливость, жадность и ненависть к слабым и незащищенным людям. Феминизм - это не про то, чтобы истребить всех мужчин и взять власть. Феминизм - это про любовь. Но "левые" думают, что капитализму выгодны эти самокопания феминизма, которые успешно отвлекают его от борьбы с капиталом. Как самые прекрасные движения, идущие от чистоты помыслов, как христианство и коммунизм, феминизм также может попадать под контроль и терять свою  действенную силу.

            - Часто при слове «феминистка» представляется некрасивая старая дева с грубой, мужиковатой внешностью. Она завидует своим женственным подругам, в которых влюбляются мужчины, дёргают их за косички, пытаются влезть под юбку, дарят цветы или колечко с бриллиантом. Эта вот мужиковатая дева, вместо того, чтобы побрить ноги, подкрасить глаза, подобрать себе привлекательную одежду,  начинает мрачно и озлобленно философствовать. Она  приходит к выводу, что надо просто запретить мужчинам оказывать любые  знаки внимания женщинам, что любое гендерное заигрывание со стороны самцов- это оскорбление самочкам и т.д. и т. п.. Угрюмое желание подобных неуклюжих дам навести справедливость в этом вопросе воплощается в жизнь, и вот уже «сексуальное домогательство» преследуется  по закону... Так ли это?

 - Конечно не так. Необходимо знать объективную истину, факты. Я считаю, надо ввести в школах предмет про феминизм, произведение мамы Мэри Шелли  Mary Wollstonecraft , которая считается основательницей нayки о феминизме, которую надо изучать. Oна написала книгу "A vindication of the rights of woman ", которая впервые была опубликована  в 1792 году. Это одна из книг, которая "Сhanged the world " kak написанно в предисловии к переизданию этой книги, а автор принадлежит к тем "great thinkers, pioneers, radicals and visionaries whose ideas shook civilization and helped make us who we are ". C этой книги начинается осмысление такой многовековой проблемы, как отношения мужчины и женщины. Эта такая же наука, как генетика, а у нас люди думают, что это какая-то американская блажь. Ну и труды Коллонтай конечно надо изучать. И творчество Вали Экспорт у нас знают единицы. Художницы, которая входила с ружьем в кинотеатры, где мужчины смотрели порно, с дырой на причинном месте. Или вела мужчину на веревке как собаку по главным улицам Вены, и прохожие, уличное движение останавливались. И то, что женщины выходили на улицы, устраивали митинги, забастовки, потом и кровью права свои защищали. И из-за них мы, такие как теперь, а то были бы пассивными барби и все.

                  - Равноправие мужчин и женщин и феминизм - это одно и то же?

- Именно равенство в правах, что не означает одинаковость и уравниловку во всем.

"Cоль" история одного платья. Проект «Фабрика найденных одежд» 2010.

            - Что дало феминистское движение миру и отношениям между полами? Что из результатов этой деятельности можно отнести к прогрессу, а что - к регрессу?

 - Прогресс то, что женщин у власти стало больше, хотя все равно мало. Я думаю, если не было бы феминистского движения, экологическая катастрофа, например, давно уже могла бы стать реальностью. Хотя, на мой взгляд, существует перекос.

            - В чем же он состоит? Наверное, в том, что женщины стали курить как паровозы и пить водку из самовара?

 - По нашим наблюдениям женщины, обретя социальные свободы и равенство прав, заимствовали у мужчин не только безусловно полезные, необходимые для выживания в мужском мире качества, но и вредные привычки тоже. К вредным привычкам относятся: жажда власти и денег любым путем, конкурентность, нетерпимость по отношению к другому, отсутствие сострадания, неумение понять и выразить свои чувства. Вернее будет даже сказать, что подобная метаморфоза происходила закономерно. Если следовать утверждению о том, что социум скроен на мужской манер, женщинам ничего не остается делать, как подстраивать свою субъективность, какой бы сложной и отличной от мужской она ни была, под существующий порядок вещей, "забивая" свою идентичность под мужской трафарет. («Женщины представляют собою "пол", который не "один." В рамках всепроникающе мужского, фаллогоцентристского языка, женщины составляют нерепрезентируемое». Джудит Батлер об Ирагерей). И это только одна из "странностей" женских особенностей, их много. Таким образом, мы не получаем никакого равенства и многообразия социального устройства, а лишь прибавляем число мужских особей, коим являются настоящие женщины, обреченные подстраивать себя. Но почему бы мужчинам, в свою очередь, не поучиться у женщин таким качествам, как сострадание, богатое чувственное восприятие, терпение, умение отказываться от себя, самопожертвование, эмпатия –качествам, исторически связанными с женщиной...

            -Не является ли устранение бинарных оппозиций одной из ваших главных задач? Понятно также, что ни один уважающий себя мужчина не отправится в заведение "ШКОЛА для мужчин", где учат выражать свои чувства и сострадать...

- Без всякого сомнения, это должно происходить как-то более хитроумно. Нам кажется, что вовлечение мужчин определенной социальной прослойки в арт терапевтические перформансы является наиболее эффективным методом. У нас уже был опыт такого рода. Мы провели перформанс-интервенцию в мир бизнесменов в Cтокгольме, который прошел необычайно успешно. Все стороны остались удовлетворены, включая зрителей, а один из участников решил даже навсегда покинуть мир бизнеса и сделаться продюсером.

Сейчас мы хотим продолжить такого рода исследования в России. Планируется проведение ряда перформансов, по типу приближающихся к Стокгольмскому. Мы планируем осуществить этот проект в трех частях: Первый проект "Смотрительницы ". Почему-то критикуя мужчин, никогда не учитывают их мамаш. Это исследование на тему воспитания. Интересно, что в Европейских музеях смотрители являются мужчинами, в России же это исключительно женщины пенсионного возраста, вырастившие уже своих сыновей. Кто же эти женщины и почему они являются носителями консервативности и инерционной силы? Это нам предстоит понять.

Второй проект. Интервенция в женский клуб «Жажда», являющийся, на наш взгляд, типичной картиной перекоса. Богатые женщины заказывают мужской стриптиз, в точности копируя мужские манеры поведения.

Третий проект. Серия перформансов, приближающихся по типу к Cтокгольмскому. Но так как русские мужчины значительно менее покладисты и феминизированны в отличие от европейских, cкорей всего это будет происходить в форме workshop.

            -Насколько феминизм нужен сегодня? Может быть, нужно мужское движение мужчин, борющихся за свои права и спасение своей мужественности?

- Нужна совместная борьба, c учетом открытий феминизма прошлых лет.

Глюкля на заседании круглого стола "Художник и общество" 2012 г. С.Петербург

            - Почему в России боятся и не любят слова «Феминизм», «феминистка»?

 - Ну вот потому что есть ряд клише таких. Каким образом они появились и почему власти это выгодно - это тема для диссертации. Но то, что есть такие клише типа «феминистки - это женщины, которые должны взять власть, убив всех мужчин» - это объективная реальность. А на самом деле ведь сущность феминизма в том, что женщина cпособна выходить за рамки себя, а это соcтавляет суть человеческой жизни и отличие людей от животных. Недостаточно ведь просто находиться в рамках своей функции, феминизм можно рассматривать как аскезу как духовную практику, которая способствует росту человека, раскрытию его сущности.

            - Россия пережила опыт попытки реализации идей равноправия мужчин и женщин на практике. Как вы оцениваете этот опыт, что он дал феминизму?

 - Это сложнейшая тема. Да у нас была Коллонтай и официальное уравнение в правах. Но интересно мнение Иры Актугановой, которая говорит, что феминизм был спущен в России сверху, женщины не боролись за свои права как в Америке и Европе. Русским женщинам феминизм был принесен на блюдечке с голубой каемочкой – «нате вот вам -вы свободны!». Похоже на правду, кажется. Ведь человек ценит только то, за что сражается сам. Похоже, что у нас власти легко было опять сделать все по-своему, как в Ги-Деборовском обществе спектакля - внешне все равны, а на самом деле - внутри семьи, например, все осталось по старому. Россия в целом как была, так и осталась глубоко патриархальной страной.

            - Женщины России в 2000-х годах оказались в удручающем положении по сравнению с положением западных женщин. Россия превратилась в гигантский поставщик женских тел в мировой бизнес проституции, российские женщины занимают первое место по числу абортов, отказов от своих новорожденных детей, пор количеству беспризорных детей. Постсоветская Россия породила женщин-чудовищ. При этом продолжается бум по поиску русских жён западными мужчинами, ибо существуют представления о том, что русские женщины - это красивые, покладистые, добрые жёны. Мне кажется, между этими явлениями прослеживается чёткая связь. Российская женщина, потерявшая поддержку государства в виде массовых, практически бесплатных детских учреждений, помогавших их делу материнства, не нашли опору в российских мужчинах, разбалованных советским государством, значительно снимавшим с них материальную и психологическую тяжесть отцовства. Вы, как феминистки, каким видите идеальное соотношение прав и обязанностей полов? В каком из существующих видов обществ вам видится приближение к искомому идеалу?

 - Вот мы в Стокгольме делали такой перформанс c бизнесменами. Мужчины в деловых костюмах в руках держали детские платья девочек и совершали с ними довольно странные упражнения. Это была такая интервенция в мир рационализма, прагматизма, непоэзии, нечувственности. Приглашая работать их с нами, мы говорили, что хотим предоставить им такое свободное пространство, где они могут реализовать то, что социумом не востребуется –их «хрупкость», их любовные стихи, непроявленные желания, их сны. С другой стороны и современный художник тоже бизнесмен в каком-то смысле.

Поражала их дисциплинированность, например. То есть произошел такой полноценный обмен "обязанностями". И перформанс с матросами тоже посвящался этой теме соединения мужского и женского начал в нас.

            - Женщины в России, имеющие детей, независимо от того, в браке или нет, выглядят как лохи, идиотки, которые как бы по дурости и в своё садомазохистское удовольствие обзавелись детьми, вписались в денежные расходы, потерю свободного времени, своего качества жизни, связанные с обязанностями материнства. Женщина –мать должна расходовать в два раза больше денег и отдавать всё своё время на выращивание дитя, не говоря уже о никем не учитываемой биологической необходимости делиться своей жилой площадью с отпрысками. При этом государство ничем не компенсирует деятельность матери. «Материнство - это опускалово в нашей стране» - по точному замечанию философа В.Подороги. Какова позиция феминизма по вопросу материнства? 

- Здесь полностью солидарна с тобой. Да, женщины опущены, потому что мужчины не берут на себя труд помогать им во многом, именно из-за своей инфантильности. Хотя надо отдать должное - детские сады у нас неплохие и дешевые.

            - Вообще, у питерских женщин есть свои особенности. Они нервны, активны, даже агрессивны. Когда в другом городе я встречаю незнакомых девушек и женщин, я сразу отличаю петербурженок по некоей угловатости и повышенной речевой активности. Насколько Петербург - феминистский город?

 -Ну есть нервность, да, но Питер в целом аполитичен, среди интеллигенции процветает дистанцированность от политики как от такого вонючего гада, который не должен испоганить нашу досточтимую память о Серебренном Веке высокой духовности, России, которую мы потеряли и т.д. Грусть, томность, болезненность до сих пор в моде. Мы и сами такие были в юности, нас все обожали, а как только мы заговорили бодрым голосом, демонстрируя любовь к жизни, а не к смерти, так сразу нас стали презирать - фу какие стали- как комсомольцы в фильмах советских, а движение "Амелизм"(как кто-то сказал о нас в статье, описывая наши социальные перформансы, где мы кормили уборщиц) вообще вызывает агрессию в некоторых экзистенциалистских кругах... Чего это вдруг помогать кому-то решили, после тоталитарных войн каждый может заниматься только собой! Но теперь мы видим, что это тупик.

           Арт-центре «Пушкинская-10» 

Арт-центре «Пушкинская-10»